- В нынешнем сезоне ты приянл участие в трёх турнирах, два из них стали успешными - "серебро" Континентального Кубка в Софии и пятое место на "Гран-При" в Самсуне. За какой из этих стартов ты бы поставил себе наивысшую оценку?
- Довольно неплохо боролся в Софии, прошел сильных ребят - призера турниров "Гран-При", многократного победителя и призера Континентальных Кубков израильтянина Ора Сассона, чемпиона Европы среди юниоров, призера турниров "Гран-При" австрийца Даниэля Аллершторфера, который пару лет назад легко победил меня, как ребенка, а сейчас я вырос до его уровня и взял реванш у него. В Самсуне прошел бронзового призера чемпионата мира, неоднократного призера чемпионатов Европы литовца Мариуса Пашкявичюса, который у меня в прошлом году выиграл на "Гран-При" в Будапеште, румына Даниэля Натю выиграл, который занимает девятое место мирового рейтинга. То есть, на каждом из турниров были какие-то важные победы и хорошие схватки. Наверное, все-таки турнир в Болгарии был мой лучший старт, там я вообще не проиграл ни одной схватки, а из-за травмы не смог бороться в финале с еще одним румыном Владутом Симионеску.
- Кстати, о Даниэле Натя. Как тебе удалось в Самсуне организовать 185-киллограмовому румыну бросок на "иппон" уже на 14-й секунде схватки?
- Он не очень сильный. Хоть и находится на девятом месте мирового рейтинга.
- Но ты пока на 54-ом месте мирового рейтинга, а бросил дзюдоиста из топ-группы, как на тренировке...
- Это просто я нахожусь не на своем месте в мировом рейтинге (смеется).
- Значит, ты хорошо подготовился к встрече и изучил соперника…
- Это просто он меня не изучил (смеется).
- Четвертьфинальная встреча с литовцем Мариусом Пашкявичюсом много сил отняла?
- Вот он - очень сильный спортсмен, входит в топ-15 мирового рейтинга, призер чемпионата мира, в прошлом году он побеждал грузина Адама Окруашвили, когда тот был на пике своей формы. До четвертьфинала Пашкявичюс провел две очень тяжелые схватки по пять минут, плюс "golden score". А у меня были более быстрые встречи с меньшими затратами. Мне немного легче было.
- К полуфинальному поединку с бразильцем Рафаэлем Силвой удалось полностью восстановиться?
- Да, я быстро восстанавливаюсь, причина моего поражения в другом. Просто был более опытный соперник, выше, чем я, тяжелее, ну и двукратный призер чемпионатов мира и бронзовый призер Олимпийских Игр.
- Ты проиграл также поединок за "бронзу" венгру Барна Бору. С тренерами уже провели работу над ошибками?
- Свои замечания по поводу этих поединков мне высказали все три тренера в зале. Подметили, что когда я выходил на поединок за медаль, то переживал больше, чем надо. Я готовился к выходу на схватку, а рядом стояли тунисец Фейсал Джабалла, венгр Барна Бор, бразилец Рафаэль Силва, когда я был маленьким, смотрел по интернету, как они выигрывали медали на Олимпиаде и чемпионатах мира, а сейчас борюсь с ними на одном турнире, меня это, конечно, немного смутило. Если б я показывал свою борьбу, точно выиграл бы у венгра, потому что он стоял, особо ничего не предпринимал, боялся бороться со мной, но я проиграл ему два "шидо".
- Что в голове после таких поражений?
- В принципе, не стыдно проиграть борцу такого уровня, как Барна Бор, но в следующий раз я у него точно выиграю!
- Твой первый тренер Евгений Владимирович Подолякин остался в Донецке, но вы постоянно с ним на связи?
- Звонит, переживает за меня, бывает и ночью ни с того, ни с сего позвонит и говорит: "Я во сне смотрю, как ты борешься" и начинает анализировать мою борьбу, что я сделал не так. Он в Донецке по-прежнему тренирует детей, но сейчас на тренировки ходят по 5-6 человек, многие разъехались по другим городам.
- Как ты вообще попал в дзюдо?
- Меня привел папин друг, борец, именно в секцию к Евгению Владимировичу Подолякину. Ему сейчас уже 69 лет и он очень известный и уважаемый специалист в борцовском сообществе, его знают даже за пределами Украины. В свое время он выигрывал награды чемпионатов СССР по трем видам борьбы - вольной, самбо и дзюдо. С восьми лет я тренировался под его руководством. Евгений Владимирович за меня переживал, как за родного сына, наверное, даже больше, чем я сам за себя. Когда я первый раз боролся за третье место на юниорском чемпионате Европы в 2013 году, он так волновался! Когда схватка завершилась, и я стал третьим, он заплакал, обнял меня и поцеловал. Это меня очень растрогало, и я действительно понял, как много этот человек для меня сделал в жизни, и как много он мне дал. Мне было очень приятно. Задолго до чемпионата мира среди юниоров он звонил мне, и все время твердил: "Ты можешь быть в тройке!". И я стал третьим. Сейчас он мне часто повторяет: "Ты сможешь попасть на Олимпиаду! Это тебе по силам!". Часто после удачных схваток присылает мне какое-то короткое сообщение, просто два слова: "Классная схватка", или "Ты лучший", и мне это придает силы, вселяет уверенность. Это очень приятно и я очень благодарен ему за такую сильную моральную поддержку.
- А тебе никогда не хотелось бросить дзюдо?
- По началу, когда я был еще маленький, я очень сильно не любил тренироваться. Но папа заставлял ходить. Потом уже, когда у меня началось что-то получаться на татами, когда пришли первые победы на международной арене, я понял что не могу без дзюдо.
- Какая медаль сейчас для тебя самая дорогая?
- Наверное, "бронза" с юниорского чемпионата мира. Хотя этот результат меня больше всего расстроил. Я должен был стать первым.
- Что помешало?
- Не хочу говорить о судействе. Просто в полуфинале с монголом Улзиибайяром я боролся не так, как надо было. Физически я его мог переломить, да и технически, чувствовал, что я лучше, но что-то упустил, прозевал. Конечно, перебороться с ним я уже не смогу. Уже староват для юниоров (смеется). Хотя я бы еще год там поборолся, еще раз хотелось бы и Европу выиграть, и мир.
- На Чемпионате Европы тебе дали специальный приз "Дух дзюдо"...
- Если честно, то я не считаю, что я совершил какой-то суперпоступок. В финале мой соперник травмировался, я помог ему уйти с татами. Просто это очень болезненная травма, у него был надрыв мышцы задней поверхности бедра. Я знаю, как это больно. Кстати, я точно такую же травму получил в начале года на Континентальном Кубке в Софии, и тоже не смог тогда продолжить борьбу в финале.
Золотая медаль юниорского чемпионата Европы, наверное, легче далась, чем "бронза" с мирового первенства?
- На Европу я ехал с полной уверенностью, что стану чемпионом, может, поэтому все так легко и далось.
- У тебя на память о чемпионате Европы, кроме золотой медали, осталась еще и очень красивая фотография, как у Илиаса Илиадиса…
- Позировал для камер (смеется)! Если честно, очень хотел, чтобы и у меня было фото, как у Илиадиса.
- Он твой кумир?
- Нет, просто это его фото мне очень нравиться. Кумиров у меня особо нет, разве что узбека Абдулло Тангриева могу выделить. В детстве очень старался быть на него похожим. У меня была такая же техника, как у него - броски с колен, "мельницы", зацепы. Все, что он делал на соревнованиях и я старался повторять. В прошлом году я с ним боролся на "Grand Slam" в Токио, проиграл, но из-за этого борьба Тангриева не перестала мне нравиться. Недавно Виталий Викторович мне сказал: "Попробуй сделать бросок через спину за два рукава, как Тангриев". Говорит, что у меня он тоже должен получаться. Я согласен - это классный бросок!
- Над какими-то еще техническими элементами сейчас работаешь?
- Тренеры говорят, что у меня в арсенале и так много разнообразных бросков, поэтому мы ничего не добавляем, а только подбираем разные захваты для этих же приемов.
- Знаю, что ты учишься в Донецком Национальном университете. Как успехи?
- Да, я студент четвертого курса Донецкого Национального университета. Учусь на физико-техническом факультете, в этом году буду сдавать экзамены на бакалавра. Еще хочу получить второе высшее образование. Наибольшая вероятность, что юридическое.
- Разочаровался в своей специальности?
- Да, не нравится мне эта специальность "Безопасность информационно-коммуникационных систем". Я все три года ходил на лекции каждый день, все пары посещал, все экзамены сам сдавал. Просто я еще учился в физико-математической школе, поэтому и решил поступать на физ-тех. Думал, что будет интересно, но потом не понравилось. Поэтому второе образование будет в любом случае.
- Кто является твоим самым заядлым болельщиком?
- Наверное, мои тренеры Евгений Подолякин и Станислав Логашенко. Станислав Николаевич - это тоже один из моих наставников, сам в прошлом тренировался у Евгения Владимировича, а еще они кумовья. В последние годы Станислав Николаевич активно выступает в ветеранских соревнованиях, в зале он часто со мной индивидуально работал, помогал, подсказывал, в общем, именно эти два тренера со мной постоянно были рядом, и сейчас остаются, несмотря на то, что мы теперь в разных городах. Думаю, что они - мои самые главные болельщики.
- Младший брат болеет за тебя?
- Славе девять лет. На дзюдо ходить не хочет. Хотя начинал как-то вместе со мной ходить в зал, но тренеры, зная, что это мой брат заставляли его работать вдвойне на татами. Ему это не нравилось (улыбается). Где-то месяц он пробыл дзюдоистом. Сейчас ходит на кикбоксинг. Ну и болеет за меня!
Досье ИА "Дзюдо Украины":
Яков Хаммо (Украина)
Дата рождения: 11 июня 1994 года (20 лет).
Весовая категория свыше 100 кг.
Мастер спорта международного класса.
Регион: Донецкая область - Киев.
Место проживания: Киев.
Место тренировок: ДЮСШ "Юный спартаковец".
Первый тренер: Евгений Подолякин.
Тренеры: Евгений Подолякин, Сергей Дуброва, Станислав Логашенко.
Лучший результат в карьере: 3 место - чемпионат мира (U21) среди юниоров (Форт-Лодердейл, 25.10.2014).
Лучший результат 2015 года: 2 место - Континентальный Кубок (София, 08.02.2015).
Мировой рейтинг (WRL): 54 место.
Олимпийская квалификация: 22 место (126 баллов).
Техника: seoi-otosi (бросок через плечо с колен).
Образование: студент 4-го курса Донецкого Национально университета, специальность: "Безопасность информационно-коммуникационных систем".
Семейное положение: холост.
Хобби: охота, книги.
Мотивация: "Кто, если не я?!".
Лариса Бабенко